Музыка

Взять «живым»: десять выдающихся концертных альбомов в истории рок-музыки

Денис БОЧАРОВ

19.11.2021

Пока концертная индустрия пребывает в состоянии летаргического сна, за неимением возможности посещать выступления артистов «Культура» рекомендует переслушать лучшие «живые» записи.

The Who

Live At Leeds (1970)

Концертные записи группы The Who – случай в истории рок-н-ролла особый. По простой причине: этот коллектив – один из очень немногих, где никто не выполнял роль статиста. Все участники были в равной степени великолепны. Что из этого следовало? То, что практически на каждой выпущенной британцами работе гитарист Пит Таунсенд, вокалист Роджер Долтри, басист Джон Энтуистл и барабанщик Кит Мун из кожи вон лезли, дабы уесть, «сделать» друг друга.

Особенно это заметно на их лучшем «живом» диске, записанном в начале 1970-го в стенах столовой университета города Лидс. Парни добиваются удивительного, в чем-то даже парадоксального эффекта: не шибко стремясь сделать слаженную запись (оно и понятно – четырем виртуозам чрезвычайно сложно не выпячиваться), The Who создали мощнейшую, неотразимую стену звука. В результате на свет появилась пластинка, которую вплоть до сегодняшнего дня многие музыковеды склонны считать едва ли не лучшим концертным аудио-документом всех времен.

The Doors

Absolutely Live (1970)

Этот диск любопытен и ценен хотя бы по одной причине: Absolutely Live представляет собой группу на пике исполнительских возможностей. Записанный и выпущенный за год до безвременной кончины Джима Моррисона, данный альбом является единственным официальным сборником концертных записей The Doors, изданным при жизни харизматичного фронтмена.

Коллекция хитов (Break On Through, When The Music’s Over, Alabama Song, Five To One) доукомплектована театрализованной мини-пьесой The Celebration Of The Lizard. На этом лирико-музыкальном полотне мистер Моррисон, при помощи коллег, убедительно продемонстрировал, что является не только недюжинным певцом, но одним из ярчайших – пусть своевременно в полной мере и неоцененных – поэтов.

Deep Purple

Made In Japan (1972)

О сколько уже было отпущено лестных эпитетов в адрес этого двойного LP, которому, кстати, в следующем году исполнится полвека! Что же касается отношения к нему отечественных, «олдовых» поклонников, то можно, с изрядной долей уверенности предположить: в России, равно как и на всем пост-советском пространстве, альбом «Сделано в Японии» с легкостью оккупирует верхнюю строчку символического хит-парада концертников, оставив далеко позади возможных преследователей.

Эта фонограмма — апофеоз творчества DP Mk II: так, схематично принято называть классический (второй) состав группы, в которую входили гитарист Ричи Блэкмор, клавишник Джон Лорд, барабанщик Иэн Пейс, басист Роджер Гловер и вокалист Иэн Гиллан. Вслушиваясь в то, что вытворяют музыканты-виртуозы на протяжении без малого полутора часов, по сей день не устаешь даваться диву.

Примечательно, что этот британский ансамбль, никогда не пользовавшийся бешеной славой в США (по сравнению, например, с Led Zeppelin или The Rolling Stones), на сей раз сорвал банк. Шестая строчка, на которую взобрался Made In Japan, – крупнейшее чартовое достижение Deep Purple в Америке.

The Wings

Wings Over America (1976)

Много ли есть шансов заставить людей слушать тройной концертный альбом? Едва ли, если только речь не идет о Поле Маккартни. Несмотря на внушительный хронометраж (данный magnum opus длится почти два часа), перегруженным релиз нисколько не выглядит. Собранный из записей с концертов во время тура по США весной 1976 года, Wings Over America занял первое место в чарте Billboard, а в национальном хит-параде Великобритании поднялся до восьмой строчки. По всему миру было продано несколько миллионов экземпляров альбома.

К середине 1970-х Пол уже окончательно вышел из довлевшей над ним тени битловского прошлого, а посему стал относиться к наследию ливерпульской четверки более спокойно и даже трепетно. А ведь известно, что, начиная сольную карьеру, Маккартни принципиально отказывался включать в концертную программу что-либо из сочиненного и записанного им в шестидесятых. В данном же случае он порадовал публику аж шестью номерами из каталога The Beatles.

Но даже не в этом заключается основная прелесть тройного LP – просто здесь ансамбль звучит не как «сырьевой придаток» патрона, а как вполне самоценный коллектив. В качестве лишнего доказательства того, что «Крылья» парят со свободно расправленными крыльями, служат фрагменты, где Пол выходит из света софитов и дает посолировать коллегам: исполненные Денни Лейном Time To Hide, Go Now и Spirits Of Ancient Egypt, а также Medicine Jar, где вокальные способности демонстрирует Джимми Маккалох, добавляют альбому пикантности и свежести.

Status Quo

Live (1977)

Одни из самых плодовитых артистов в истории рока, убежденные адепты напористого буги, британцы Status Quo довольно долго шли к созданию своего первого концертного продукта. На момент выхода пластинки Live в марте 1977 года за плечами Френсиса Росси и компании было уже порядка десяти студийных релизов и множество синглов.

Вошедший в Тор-10 нескольких европейских стран, данный диск показывает нам Quo примерно такими, какими они на тот момент, видимо, и хотели казаться: далекими от традиций агонизировавшего прог-рока и плюющими на набиравшую обороты панковскую истерию, бескомпромиссными рок-н-ролльщиками, на сто процентов уверенными в собственной правоте. Очень крепкая, цельная работа, хотя один момент все же вызывает некоторое недоумение: фонограмма почему-то не включает в себя лихую вещицу Down, Down, являвшуюся на тот момент главным хитом группы. Ну да поди пойми их, этих музыкантов…

Rainbow

On Stage (1977)

Восторженный прием критиков и простых слушателей, оказанный выпущенному годом ранее студийному альбому, Rising, был блистательно закреплен данным концертным диском. Ричи Блэкмор всегда неровно дышал к живым записям. Как в бытность участником Deep Purple, так и руководя проектами Rainbow и Blackmore’s Night, «человек в черном» никогда не упускал возможности продемонстрировать, чем реально дышат его коллеги по группе. Концертных альбомов он нам подарил немало.

Тем непредсказуемее порой казался принцип, коим Ричи руководствовался при составлении сет-листов, в итоге ложившихся в основу live albums. В частности, чем объяснить то, что на On Stage упомянутая феноменальная пластинка Rising практически не представлена (исключение составляет разве что фрагмент из композиции Starstruck), доподлинно знает только он сам.

Впрочем, релиз от этого не шибко пострадал, здесь хватает приятных сюрпризов: от премьерного исполнения вещицы Kill The King, которая украсит следующий студийник Rainbow Long Live Rock’n’Roll (1978), до щедрого реверанса в сторону «темно-лилового» прошлого – в композиции Mistreated Ронни Джеймс Дио голосит уж точно не хуже, чем Дэвид Ковердейл.

Scorpions

Tokyo Tapes (1978)

«Токийские пленки» появились в довольно-таки любопытный период биографии Scorpions. Точнее, они обозначили конец первого этапа творческого пути тевтонских рокеров. Данный отрезок «скорповой» истории частенько обходят стороной – и совершенно напрасно. Ибо с начала семидесятых, вплоть до предшествовавшего живому двойнику Tokyo Tapes студийного альбома Taken By Force, парни поставляли работы отменного качества. Да, в них еще не было той ярко выраженной коммерческой отполированности, позволившей музыкантам впоследствии по-настоящему завоевать мировой рок-н-ролльный рынок, но изысканности и изобретательности было на порядок больше, чем в радиохитах 1980-х — 1990-х.

Во многом это связано с присутствием в рядах команды Ульриха Рота, гитариста-виртуоза, начинявшего музыкальную палитру Scorpions фантастическими «поливами». Однако к моменту выхода Tokyo Tapes Рот порядком пресытился прямолинейной хард-роковой эстетикой, которую коллеги эксплуатировали все активнее. Ему захотелось реализоваться в качестве сольного артиста, исполняющего более эстетский и импровизационно богатый материал.

Но, как это случается в роке довольно редко, в выигрыше остались обе стороны. Ульрих, пойдя своим путем, сделал внушительную (хотя и не такую громогласную, как у экс-коллег) карьеру, а Scorpions, укомплектовавшись новым гитаристом Матиасом Йабсом, наконец-то обрели долгожданный коммерческий успех. У этой славной немецкой команды вышло немало концертных альбомов, но записи, сделанные в Японии в 1978-м, пожалуй, и по сей день наиболее интересные.

Thin Lizzy

Live And Dangerous (1978)

Тот случай, когда слушатель сам волен решать, что, собственно, перед ним: полноценный живой альбом или доведенный до ума кудесниками-звукоинженерами концертно-студийный продукт. Гордые ирландские рокеры, связанные контрактными обязательствами, решили выпустить этот двойной live album после того, как их продюсер Тони Висконти отказался работать над очередным студийным релизом, сославшись на нехватку времени.

Что ж, не было, как говорится, счастья… Лидер группы, вокалист/басист Фил Линотт занялся прослушиванием различных архивных записей, сделанных группой в ходе ранних турне. Целью было отобрать наиболее удачные варианты и скомпоновать из них двойную пластинку. Спекуляции на тему того, каков именно процент живого контента на финальной фонограмме, и насколько велик вклад звукорежиссеров, не утихают до сих пор. Однако история показала, что покупателям пластинок, было, по большому счету, все равно: в Великобритании Live And Dangerous поднялся до второй строчки и стал, возможно, самым колоритным и показательным диском Thin Lizzy за всю карьеру.

Queen

Live Killers (1979)

Величие и исключительность студийных записей Queen настолько безусловны и непререкаемы, что к концертным работам группы принято относиться неоднозначно. Природный вокальный гений Фредди Меркьюри, к тому же, доведенный до абсолюта усилиями суперпрофессиналов-продюсеров, не всегда служил величайшему поп-рок-певцу добрую службу.

Здесь нет ничего удивительного: не секрет, что мастера порой становятся заложниками тех высоких стандартов, которые сами для себя устанавливают.

«Королевские» произведения, увековеченные на лучших студийных лонгплеях коллектива, не так-то просто воспринимать со сцены. Это архисложные как в плане пения, так и инструментального сопровождения, полотна – воспроизводить их, что называется «в ноль», весьма затруднительно.

Но квины не были бы квинами, если бы этого не осознавали. Их живые записи поэтому и самоценны, что заметно отличаются от канонических студийных версий. И пластинка Live Killers с блеском это демонстрирует: мини-попурри Death On Two Legs/Killer Queen/Bicycle Race/I’m In Love With My Car; альтернативная «предметаллическая» версия We Will Rock You, акустический сет, состоящий из Dreamer’s Ball, Love Of My Life и 39 – роскошные аудио-подарки не только для убежденных «квиноманов».

Motorhead

No Sleep ’til Hammersmith (1981)

Через шесть лет после основания рок-угарного проекта Motorhead яростный рев его основателя Лемми Килмистера добрался таки до самого массового слушателя. Причем сделал это с обезоруживающей бескомпромиссностью. Случаи, когда наибольшим коммерческим успехом во всей дискографии пользуются именно концертные альбомы, крайне редки. А применительно к такой, не признающей условностей и не выносящей нежностей телячьих, команде, как Motorhead, подобный благодарный жест судьбы представляется и вовсе уникальным.

Записанный весной 1981-го в ходе турне коллектива по Англии и Северной Ирландии No Sleep ‘til Hammersmith стал единственным альбомом группы, сумевшим взобраться на верхушку британского хит-парада. Такой успех может показаться неожиданным и даже в чем-то удивительным, если бы не старая, как мир, истина: «Да здравствует рок-н-ролл!». Старина Лемми честно следовал данному постулату всю жизнь.   

Источник