12.11.2021
В Омске открылась экспозиция, рассказывающая о событиях русской придворной жизни, связанных с лошадьми.
Выставку «В сбруе легкой и красивой…» Предметы парадного выезда XVIII — начала XX века» из собрания Государственного Эрмитажа с полным правом можно назвать мировой премьерой — большинство представленных на ней предметов искусства прежде не экспонировались. Выбор тематики не случаен — она созвучна культурному коду Омского региона. Возможно, именно о воинственных жителях степей Прииртышья писал легендарный греческий путешественник Аристей Проконесский: «Эти люди живут вверху (на севере) в соседстве с Бореем, они многочисленные и очень доблестные воины, богатые конями и стадами овец и быков… самые могучие из всех мужей». Аристей назвал их иранским словом «аримаспы», которое переводится как «конные люди», «прекрасноконные». А на гербе образованной в 1822 году Омской области изображен скачущий на серебряном коне золотой всадник в казахской одежде. Омск тогда был не только столицей Западной Сибири, но и столицей Степного края.
В экспозицию вошли живописные, графические и скульптурные произведения, запечатлевшие представителей императорской династии с их любимцами, атрибуты для коронационных торжеств, великолепные предметы конской упряжи, аксессуары для охоты и путешествий. Всего в Омск привезли 151 предмет из двух отделов Государственного Эрмитажа — Западноевропейского прикладного искусства и Истории русской культуры.
Вот уменьшенное повторение конной статуи для памятника императору Николаю I на Исаакиевской площади в Петербурге. Этот памятник считается воплощением смелой инженерной мысли, ведь конь императора опирается только на задние ноги. Автор необычного монумента, скульптор Петр Клодт, является одним из основателей анималистического жанра в русской скульптуре. Но мало кто знает, что творческий путь легендарного ваятеля начался в Омске, куда по делам службы был переведен его отец. Мальчик много времени проводил на площади плац-парадов и в манеже, любуясь лошадями. С двенадцатилетнего возраста Петр вырезал из дерева и раскрашивал небольшие фигурки лошадей, пытаясь с безукоризненной точностью воспроизвести все детали.
Рядом — фарфоровая статуэтка Екатерины на вздыбленном коне и в мундире гвардейского Семеновского полка, созданная ведущим скульптором Мейсенской мануфактуры, конные портреты царей — Павла, Александра I… И гравюра с изображением любимой лошади Петра Великого — Лизетты.
В разделе «Коронация» представлены аксессуары коронационных торжеств. Например, роскошный коронационный комплект для кареты императрицы. Над ним трудилась целая команда мастеров Придворного экипажного заведения, куда входили и огранщики камней, и вышивальщики, и басонщики (изготовители кистей), и бронзовщики. Руководил всеми обер-мастер Джон Баннистер — представитель династии мастеров-литейщиков и купцов британского происхождения. А раскрашенные гравюры с изображением въезда на коронацию чем-то напоминают египетские папирусы с бесчисленными фигурками.
В соседнем зале можно увидеть один из эрмитажных шедевров — сшитый из шкуры леопарда вальтрап, принадлежавший Евгению Богарне — полковнику конных егерей Наполеона Бонапарта и его пасынку. Евгений Богарне стал фактическим правителем Италии, когда ему было всего 24 года. Но управлял страной достаточно твердо: ввел в действие Гражданский кодекс, реорганизовал армию, строил школы и сумел заслужить любовь и уважение итальянского народа. В Россию вальтрап привез его сын Максимилиан Лейхтенбергский, женившийся на дочери Николая I Марии Николаевне.
Еще один интересный экспонат — картина «Стычка легкой русской конницы с французскими гусарами». Ее автор Огюст-Жозеф Дезарно (в России ставший Августином Осиповичем) изобразил конную сшибку, изменившую его собственную судьбу — тогда художник попал в плен к русским. За эту работу Дезарно получил звание академика батальной живописи.
Любопытная деталь: при слове «карусель» мы представляем деревянных лошадок, движущихся по кругу. Но когда-то так именовались необычные придворные праздники:
— Рыцарская или конная карусель — это спортивно-театрализованное действо, берущее свое начало из рыцарских турниров, — поясняет куратор выставки научный сотрудник Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа Людмила Шатилова. — При Екатерине Второй состязались несколько команд — римская, турецкая, индийская и славянская. Всадники были одеты в соответствующие стилизованные костюмы. Им нужно было выполнить определенные задания — на скаку срубить голову чучелу, поднять платок с земли, попасть в кольцо копьем.
При Николае I карусели из состязаний превратились в театр на открытом воздухе. Николай любил рыцарскую тематику — на мужчинах были подлинные латы, на женщинах — а-ля средневековые платья. Но в чужих доспехах выполнять конные упражнения было очень неудобно, потому остался только зрелищный элемент — нечто вроде мистерии.
В экспозиции есть лошадиный комплект, сшитый для Царскосельской карусели 1842 года костюмером императорских театров Матье. Он обшит золотым галуном и кистями, как писалось в документах того времени, «в пристойных местах».
Лошадиные «наряды» демонстрируются на манекенах — в двух залах Центра «Эрмитаж-Сибирь» разместили пять воронцовских рысаков. Два из них приехали из Государственного Эрмитажа, еще трех сделали по заказу омского музея в Пензе.
Есть также разделы, посвященные охоте, путешествиям, конным соревнованиям. Портрет создателя легендарной породы, орловских рысаков, графа Алексея Орлова-Чесменского, едущего в санях, запряженных родоначальником породы конем Сметанкой. Костюмы кучеров, камер-казака и ездового, миниатюрные экипажи…
Завершает выставку раздел «Печальный кортеж», рассказывающий о церемонии царских похорон. В ней участвовал особый персонаж — «Радостная лошадь», ее яркая попона была расшита золотыми нитями. «Радостная лошадь» символизировала переход души к лучшей жизни и те добрые дела, которые государь совершил на благо Отечества.
Выставка продолжит работу до 28 августа 2022 года.
Фото предоставлено Омским областным музеем изобразительных искусств имени М. А. Врубеля.