16.03.2021
В 2020 году выручка от живых концертов упала более чем на 70%. Музыкальная индустрия надеется преодолеть кризис нововведениями в законодательство, которые позволят получать авторам музыки дополнительное вознаграждение с цифровых платформ.
Пандемия повлияла на все стороны жизни, и, конечно, вирус «поработал» и с музыкальным рынком. Эксперт практики по оказанию консультационных услуг компаниям в области медиа и развлечений, PricewaterhouseCoopers (PwC) в России Кирилл Тихонов говорит «Культуре», что основной удар в 2020 году ожидаемо пришелся на сегмент концертных и фестивальных мероприятий.
— Выручка в этом секторе снизилась более чем на 70%. При этом в России доля данного сегмента в общем объеме музыкального рынка является одной из самых высоких в мире (78% в 2019 году), — делится он.
По данным PwC, в 2019 году общий объем рынка музыки в России составил 694 млн долл. В 2020 году он сократился на 47,7% и составил уже 363 млн долл. Объем же выручки от концертных и фестивальных мероприятий рухнул до отметки 129 млн долл.
В конце февраля корреспондент газеты «Культура» присутствовала на конференции Creative Global Talks, и там председатель правления Российского Авторского Общества Максим Дмитриев рассказал, что авторские сборы от «живых» концертов, за использование музыки в общественных местах, кафе, барах и ресторанах сократились в три раза.
Интересно, что падение сборов авторского вознаграждения в Белоруссии оказалось не таким драматичным, как в России, и составило всего 18% при прогнозах в 40%. По словам и.о. председателя Авторского совета Национального центра интеллектуальной собственности ( НЦИС) Ирины Видовой-Молчан, также участвовавшей в конференции Creative Global Talks, этот результат связан с тем, что при сборах авторского вознаграждения обратили внимание на цифровые платформы.
— Падение в три раза сборов авторского вознаграждения в России — удручающее. В НЦИС удалось сдержать падение сборов на оптимистичной цифре 18%. Это произошло потому, что обратили внимание на цифровые площадки, с которых удалось собрать в два раза больше денег по сравнению с 2019 годом, — говорит она. — Коль скоро мы уходим в цифру, нужно наводить порядок и принимать законодательные меры, которые будут регулировать выплаты авторских вознаграждений цифровыми сервисами.
Г-жа Видова-Молчан говорит, что это тенденция общемировая — так, в Германии готовится закон, который переносит ответственность за соблюдение авторских прав с пользователей на владельцев цифровых сервисов.
— Это очень правильно, потому что сейчас очень сложно, например, на YouТube, будучи правообладателем, доказывать свои права, — полагает она.
Неудивительно, что и в нашей стране предпринимались попытки достучаться до законодателей. Так, Российский музыкальный союз два раза обращался к правительству Российской Федерации, предлагая в том числе создать алгоритм начисления вознаграждения авторам со стороны цифровых платформ и сервисов. Также разрешить музыкальным организациям не платить НДС, а компаниям по управлению авторскими и смежными правами — страховые взносы. Кстати, высвобожденные средства планировалось направить авторам. Однако эти предложения не были приняты.
По волнам стриминга
Несмотря на то, что сегмент «живой» музыки беспрецедентно пострадал, по словам Максима Дмитриева, доход от использования музыки в интернете в 2020 году вырос на 40%.
Связано это в первую очередь с ростом стриминга. Во время локдауна пользователи с большей охотой стали проводить время в Сети. Подтверждают такой тренд и данные исследования компании Deloitte «Медиапотребление в России — 2020». Музыку с помощью цифровых сервисов слушали 87% респондентов в 2020 году и 73% — в 2019-м.
Рост музыкального стриминга — явление мировое. Кирилл Тихонов полагает, что Россия не является исключением, кроме того, именно отечественный рынок стриминга имеет потенциал роста.
— С учетом все еще достаточно низкого уровня проникновения платного потребления музыки, российский рынок имеет серьезный потенциал к дальнейшему росту. Стоит отметить, что в нашей стране сложилась довольно уникальная ситуация, когда лидерами рынка по количеству подписчиков являются сразу два местных музыкальных стриминговых сервиса — BOOM/VK Music и «Яндекс.Музыка», — говорит он. — При этом общий уровень конкуренции растет: прошедший год отметился выходом на наш рынок крупнейшего в мире стримингового сервиса Spotify и сделкой по приобретению Сбербанком местного сервиса «Звук» с целью дальнейшего развития в рамках экосистемы.
По данным PwC, к концу 2019 года размер аудитории «Яндекс.Музыка» сравнялся с аудиторией BOOM/VK Music. На них приходилось 76% подписчиков музыкальных стриминговых сервисов на российском рынке. За ними следовали Apple Music и «Звук» с равными долями по 10%. Сам же объем рынка музыкального стриминга по итогам 2020 года составил около 57,3% от общего объема отечественного музыкального рынка.
В пресс-службе «ВКонтакте» «Культуре» подтвердили, что за 2020 год количество подписчиков выросло.
— Все больше пользователей переходят на стриминговые сервисы. Сегодня доступ к музыке есть везде, где есть интернет. И главная тенденция сейчас — уникальность сервиса, то, что выделяет его среди других, — говорят в пресс-службе. — Сейчас в единой музыкальной экосистеме «ВКонтакте», BOOM и ОК (все эти сервисы принадлежат Mail.ru Group) свыше 4 млн пользователей с премиум-доступом. Самые же популярные музыкальные направления в 2020 году — это хип-хоп, поп и рок.
Но не стримингом единым была жива музыка в период режима самоизоляции. Онлайн-концерты попробовали заменить стадионы и площадки. Так, 20 марта прошлого года на платформе Okko состоялось выступление группы «Би-2». Оно собрало 2,5 млн зрителей. А первый музыкальный онлайн-фестиваль в России VK Fest 2020 за неделю собрал 41 млн зрителей. Онлайн-концерты Travis Scott в видеоигре Fortnite услышали и увидели 12,3 млн пользователей. Необычным опытом стал и концерт российского неоклассического музыканта Кирилла Рихтера в Minecraft.
И хотя эти онлайн-события украсили жизнь запертых на карантине пользователей, всерьез повлиять на рынок они не смогли. Его драйверами остались стриминговые музыкальные сервисы. 2020 год продемонстрировал тенденцию к интеграции сервисов в рамках одной экосистемы. Так, соцсеть «ВКонтакте» в прошлом году запустила единую подписку VK Combo: помимо музыки, туда входят скидки и бонусы в сервисах MRG — на еду, такси, каршеринг и т.д.
Максим Дмитриев полагает, что тенденции на музыкальном рынке, в общем, положительные и так или иначе ситуация выправляется.
— В ближайшее время рост цифровых продаж будет умеренным и составит 10-15%.
А вот организации по коллективному управлению правами в краткосрочной перспективе не смогут выйти на уровень докризисного периода 2019 года, — говорит он. — Это прежде всего касается публичного исполнения музыкальных произведений и фонограмм. Но по другим секторам рынка можно рассчитывать на сравнительно быстрое восстановление.
В PwC прогнозируют, что до 2024 года среднегодовые темпы роста отечественного музыкального рынка составят 6,9%, а его объем к этому сроку — 968 млн долл. Сегмент же рынка живой музыки сократится с 77,5% в 2019 году до 57,5% в 2024-м, а стриминг практически поглотит рынок музыкальных записей, только 7% от его объема будут приходиться на другие источники выручки рынка музыкальных записей.
Фото: АГН Москва / Сергей Ведяшкин, АГН «Москва»
Источник